14.12.2023
В течение всего детского (а порой и подросткового) возраста у ребёнка формируется речь. Детский мозг устроен наподобие губки: всё, что он воспринимает органами чувств, и будет выражаться ребёнком в дальнейшем. В первую очередь средством выражения мыслительных процессов является речь. Причём речь должна быть осмысленная и основываться на ассоциациях и логических связях, а не просто подражанием внешних звуковых сигналов (как у некоторых птиц).
Речь формируется не только на основе восприятия окружающего миру: на это влияют анатомические особенности голосового аппарата, физиологическое и органическое развитие центральной нервной системы, особенности воспитания на всём протяжении взросления. Выступая способом взаимодействия с миром и донесения своих желаний окружающим, речь формируется в несколько этапов:
При любых начинающихся проблемах с речью, даже если они кажутся нормальными и легко исправимыми, рекомендуется обращаться к специалистам. К примеру, можно обратиться в центр детской нейропсихологии https://altera-vita.ru .
На существующие проблемы речи у ребёнка могут указать следующие признаки:
Специалисты в центре детской нейропсихологии, да и почти в любых специализированных медицинских учреждениях, могут помочь преодолеть этот недуг или, если проблема не может быть излечена, научить как ребёнка, так и родителей существовать с этим. Основной врач, который может диагностировать и наметить план лечения – невролог. Кроме него, активное участие в диагностике и терапии могут оказывать детский психолог, логопед, дефектолог, детский психиатр. Если же имеются какие-либо соматические нарушения, то помогут оториноларинголог, окулист, даже нейрохирург (если есть новообразование, нарушающее работу центра речи).
В лечении может участвовать физиотерапевт, если назначены физиотерапевтические методы лечения. Все лечебные мероприятия должны проходить при активном участии родителей и воспитателей; в этом же должен быть заинтересован и сам ребёнок (если он уже достаточно взрослый и понимают всю серьёзность проблемы).
В первую очередь дефекты речи у ребёнка ведут к нарушению выражения своих мыслей и понимания волеизъявления ребёнком окружающими, как взрослыми, так и сверстниками. Затруднится обучение в школе, особенно тяжело будет изучать родной язык (дислексия, дисграфия) и математику (математические уравнения по своей сути – те же предложения со словами).
Не избежать и проблем общения со сверстниками: дети бывают порой жестокими, часто передразнивают и могут унизить ребёнка с речевым дефектом. Это приводит к психологическим проблемам, возникновению замкнутости, социофобии, трудностями в рабочем коллективе и в личной жизни. Может развиться очень стойкая, не поддающаяся большинству обычных терапевтических практик, патология – заикание.
Собеседник человека, у которого есть неисправленные в детстве нарушения речи, начинает непроизвольно отторгать неправильно звучащие слова, и подсознательно у него формируется отрицательное отношение. Кроме того, есть профессии, в которых правильно построенные речь и произношение являются ключевыми.
Комментарии к этой записи в блоге