16.04.2022
Культура многих народов поддерживает культ сильного человека — героя, борца, воина, способного защитить свой дом и свою страну. Мальчиков с рождения воспитывают быть мужественными, выносливыми, умеющими постоять за себя и защитить слабого. Для этих целей часто используется игрушечная военная атрибутика. Считается, что она создает условия обучения максимально приближенными к реальной обстановке — военным действиям. Но стоит помнить о том, что на войне убивают. Здесь возникает множество вопросов: «Нужны ли такие игрушки детям?», «В каком возрасте можно играть с ними?», «Действительно ли они развивают необходимые качества?», «Наносят ли они вред психике ребенка?».
Нужны ли детям пистолеты?
Для того, чтобы разобраться в этой сложной ситуации, необходимо вспомнить о том, какое значение имеет игрушка для ребенка. Все игры и игрушки, окружающие детей, формируют его внутренний мир. Если процент военных игрушек составляет больше трети, то они будут существенно влиять на его психику.
Те качества, которые ребенку приходится проявлять в игровой деятельности, закрепляются и становятся чертами его характера. Играя с пистолетами, пушками, автоматами, копьями, дротиками ребенок учится прицеливаться, метко стрелять или кидать.
Такие действия развивают внимание, мышление, умение концентрироваться, силу воли, сдержанность. В принципе, неплохо. Но в кого целится ребенок? В животных и птиц? В игрушки? В людей? Тогда дела плохи. Вместе с меткостью и усидчивостью ребенок учится наносить вред живому существу ради удовольствия — попасть в цель.
Защита или нападение?
Играя с мечами и ножами, ребенок учится нападать и защищаться. Он старается как можно лучше оттачивать свои навыки, чтобы получить меньше «повреждений в бою». Со временем такой малыш начинает воспринимать мир, как враждебный ему. Ребенок понимает, что умение себя защитить силовыми способами очень важно. Хуже того, что он может прийти к выводу, что самый сильный — тот, кто умеет быстро и внезапно нападать, не думая о других.
Играя с любым типом военных игрушек, ребенок может начать воспринимать окружающий мир, как враждебный и опасный, где любой может его обидеть, напасть, причинить боль или нанести вред. Малыш станет недоверчивым, озлобленным, агрессивным.
Конечно, военные игрушки не являются единственным источником развития агрессии в ребенке. Многое зависит от внутрисемейных отношений. Если в семье не принято рукоприкладствовать, драться, то вероятность того, что ребенок сам будет проявлять агрессию, низкая. Но если малыш с детства видит, как один человек причиняет боль другому, то военные игрушки могут только закрепить формирующуюся агрессивность.
Командный дух
С другой стороны, некоторые военные игры («войнушка», «захват крепости») воспитывают в ребятах командный дух, умение работать в группе, слушать другого человека, выполнять поручения, организовывать других, отдавать команды, брать на себя ответственность, разрабатывать план действий. Но все эти качества ребенок может получить, играя в менее жестокие игры. А научиться защищать можно, не убивая.
Что касается самих детей, то они тянутся к таким играм и игрушкам, находя их весьма захватывающими. Это связано с тем, что интерес детей подогревается устройством игрушек (мигалки, звуковые сигналы) и большим количеством функций. Такое оснащение и реклама с наглядной демонстрацией применения создают у ребят положительное отношение к игрушке и желание ее приобрести.
Что такое хорошо и что такое плохо…
Вредное влияние игрушек военной тематики доказано многими психологами. Серьезное отношение к этой проблеме поддерживают многие страны. В доказательство этому был принят «Всемирный день уничтожения военных игрушек». Он проводится 7 сентября и предлагает всем желающим отказаться от игрушек с военной тематикой, заменив их на мирные.
Конечно, от игрушек, связанных с войной, нельзя изолировать своих детей полностью. Но взрослые могут помочь понять детям отличить хорошее от плохого. Можно разрешить ребенку играть с такими игрушками, когда ему исполнилось 7-8 лет. В этом возрасте основы моральных норм уже заложены. У ребенка сформировано понятие слова «нельзя» и умение преодолевать желание сделать что-то. Ребенок понимает, какими действиями он причиняет боль, потому что знает, что такое «сострадание». Только с этого времени, не раньше, ребенок может играть с игрушками военной тематики. И только под наблюдением взрослых. Главное, чтобы такие игры не стали способом самовыражения у ребенка.
Родители могут превратить военные игры в состязание. Например, учить стрельбе из лука. Этот предмет мало ассоциируется с причинением вреда и хорошо развивает меткость.Несомненно, игрушки военной тематики наносят больше вреда психике ребенка, чем пользы. В сочетании с другими факторами, психика ребенка может быть безвозвратно нарушена. Пользу, которую приносят такие игры, можно получить в других сферах деятельности. И не платить за нее такую дорогую цену.
Комментарии к этой записи в блоге