18.04.2022
Дети познают, играя. Для них игрушки – как для нас диски, книги, фильмы. Играя, малыши знакомятся с окружающим миром, развивают мелкую моторику, логику. С помощью игрушек дети изучают части тела, названия животных, цвета, формы, числа, буквы, и многое другое. Поэтому покупать развивающие игрушки ребёнку однозначно нужно. Другой вопрос – как не растеряться в их разнообразии и выбирать подходящие атрибуты для игр?
Во-первых, развивающая игрушка (как и любая другая) должна быть безопасной. А значит нужно, чтобы в ней ничего не отваливалось, материал был безопасным, а краска – нетоксичной. Отсюда выводы: никаких дешёвых китайских игрушек не покупаем, а товары для детей выбираем исключительно в фирменных магазинах. Лучше приобретать игрушки известных фирм. Конечно, большинство из них сделано тоже в Китае, но качество хорошее и в сравнение с низкопробными китайскими игрушками не идёт. Пускай лучше игрушек будет меньше, но они будут качественными.
Ещё один аспект – соответствие игрушки возрасту ребёнка. Обычно на товарах для детей указаны приблизительные возрастные рамки. Это важно, ведь если игрушка будет слишком простой – малышу будет неинтересно, а слишком сложной – он просто не поймёт, что с ней делать. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе, но хотя бы приблизительно ориентироваться на возрастные рамки, указанные на упаковке игрушки, стоит. В том числе и для безопасности малыша – ведь многие игрушки с пометкой «от 3-ёх лет» содержат мелкие детали, которых младшим деткам давать не стоит. Если вы заказываете игрушки в Интернет-магазинах, обратите внимание также на классификацию товаров по возрасту (такая часто бывает на соответствующих сайтах).
Желательно также, чтобы игрушки были яркими, разноцветными. Но не агрессивных цветов!
Теперь, собственно – об основных видах развивающих игрушек (а точнее – о примерах таковых).
Интерактивные (музыкальные и/или «говорящие») игрушки обычно очень нравятся детям. Развивают музыкальный слух, мелкую моторику (ведь малыш чаще всего должен нажимать на кнопочки, чтобы игрушка «заговорила»), причинно-следственную связь. Если это, например, детский телефон, ребёнок может копировать действия взрослых. Также малыш учится разговаривать (повторяя за куклой или игрушечной зверушкой слова и песенки). Такие игрушки бывают для детей разного возраста, но знакомьте малыша с этими подарками постепенно и осторожно – иногда резкие звуки могут напугать кроху. Хотя у качественных игрушек звук не бывает резким (и, как правило, его можно регулировать). А мелодии не должны быть слишком длинными, а наоборот – короткими и адаптированы специально для нежных детских ушек. К музыкальным развивающим игрушкам можно отнести и детские (игрушечные) музыкальные инструменты – пианино, марокасы, гитара, ксилофон, и т.д.
Сортеры развивают мелкую моторику, причинно-следственную связь, логику. Часто такие игрушки тоже «поют» или «говорят», поэтому сюда можно отнести и плюсы предыдущей категории. Малыш узнаёт названия самых простых геометрических фигур, изучает цвета, числа. Задача ребенка – подобрать к формочкам соответствующие отверстия. Малыш вполне может справиться с этим заданием приблизительно с 1,5 лет.
Пазлы подходят для деток приблизительно старше года. Такие игрушки развивают мелкую моторику, логику, речь. Да и просто отлично развлекут малыша. Пазлы для самых маленьких состоят из небольшого количества элементов (от 4-ех до 12-ти), которые в свою очередь должны быть достаточно крупными. Часто на этих элементах встречаются специальные ручки – так ребёнку будет проще складывать картинку. В противном случае части пазла просто выступают над поверхностью рисунка на несколько миллиметров. Лучше, если элементы будут деревянными (так малыш их не помнёт и не погрызёт). Также желательно, чтобы на пазле (или на упаковке) была картинка пример – как он должен выглядеть в собранном состоянии. Среди таких игрушек встречаются и весьма оригинальные пазлы – например, ребёнку предлагается половить рыбок на удочку с магнитиком, или найти «домик» разным животным. С такими играми скучать точно не придётся!
Кубики также бывают разными – мягкими, деревянными, с «разбитыми» изображениями (на подобии пазлов), с буквами. С их помощью можно строить башни, учить слова и буквы, цвета. Кроме того, играя с кубиками, ребёнок развивает мелкую моторику рук и логику.
Строить домики, и даже целые города малыш может и с помощью конструкторов. Разновидности таких игрушек для самых маленьких должны быть с достаточно крупными деталями. Такие наборы хороши не только для различного строительства, но и для ролевых игр. А значит подойдут и мальчикам, и девочкам. Конструкторы развивают воображение, мелкую моторику, речь, помогают изучить цвета и формы.
Шнуровки подойдут для деток старше двух лет (хотя самые простенькие могут освоить и меньшие детки). Они развивают логику, мелкую моторику и самостоятельность. Также к развивающим игрушкам, которые не только развлекают и обучают, а и готовят к взрослой, самостоятельной жизни можно отнести и специальные наборы с застёгиванием пуговичек, игрушечные продукты, которые нужно «нарезать» неострым детским ножиком, игрушечные кухоньки (это для девочек). Ну а для мальчиков – наборы игрушечных инструментов, игрушка с «забиванием гвоздей» молоточком (где вместо гвоздей – например, разноцветные цилиндры).
К игрушкам, развивающих детей можно отнести и специальные детские книги – мягкие, тканевые, музыкальные, с материалами разной текстуры. Развивают речь, мелкую моторику, тактильные ощущения. Подходят для детей чуть ли не с рождения.
Разнообразные же каталки подойдут для малышей, делающих первые шаги. Они помогают ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений. Физическое развитие – не менее важное, чем умственное.
Куклы также помогут ребёнку развиваться гармонично (причём необходимы они не только девочкам, но и мальчикам – правда, в меньшем количестве). Большинство кукол имеют возрастные ограничения – детям от трёх лет. А все потому, что содержат мелкие детали, а их ручки – острые, да и волосы можно выдернуть. Правда, есть куколки и для младших деток (приблизительно – от года). Такие игрушки чаще всего мягкие, тканевые, с минимальным количеством волос. Вязаные куклы способствуют развитию тактильных ощущений. «Говорящие» — научат малыша общаться. Кроме того, с помощью кукол значительно проще выучить с ребенком названия частей тела (глазки, ротик, носик, и т.д.). И ещё игрушечные человечки пригодятся малышу для ролевых игр (например, «дочки-матери»). Ребёнок сможет копировать действия взрослых – кормит куклу, укладывать её спать.
Выбирая игрушки для детей, помните, что малышам необходимо разнообразие. Желательно приобрести хотя бы по одной игрушке из каждой категории. Так у ребёнка будет больше шансов вырасти всесторонне развитой личностью. Кстати, многие развивающие игрушки можно сделать и собственноручно – для этого пригодятся, например, разные коробочки, ненужные обычные телефоны, ткань разной текстуры.
Комментарии к этой записи в блоге